13 мая 2025
Рассказываем, как избежать рисков при учреждении личного фонда и на что нужно обратить внимание.
Конфиденциальность, преемственность управления активами и высокий уровень контроля со стороны учредителя — все это обеспечивают личные фонды (ЛФ). Однако этот механизм является в российском правовом поле относительно новым. Юридическая практика по нему сформировалась не до конца. Так что учреждение ЛФ сопряжено с рядом рисков и нюансов, которые следует учитывать для эффективного управления структурой.
Рассказываем, что стоит иметь в виду.
- Передача активов. По закону, должна проводиться обязательная рыночная оценка каждого объекта, передаваемого в личный фонд. Однако избежать этого можно. Нужно направить туда имущество, имеющее совокупную рыночную стоимость не менее 100 млн руб. После этого оставшиеся предметы можно будет внести свободно и без оценки.
- Приватность. Бывает, что налоговые органы ошибочно раскрывают информацию об учредителе ЛФ в ЕГРЮЛ. Хотя на это установлен законодательный запрет. Подстраховаться поможет сопроводительное письмо. Его направляют в ФНС вместе с пакетом документов на государственную регистрацию личного фонда. В нем внимание регистратора обращают на то, что в силу закона сведения об учредителе ЛФ являются непубличной информацией.
- Сокрытие активов. Не нужно стараться «спрятать» их от кредиторов. Плохой идеей будет и попытка оптимизировать налоговую нагрузку на бизнес путем создания личного фонда. Это крайне рискованная акция, поскольку правоприменительная практика о субсидиарной ответственности ЛФ по долгам его учредителя отсутствует.
- Налогообложение. Регулирование налогообложения личных фондов находится в процессе становления, так что до передачи туда инвестиционного портфеля или иного имущества стоит проанализировать состав активов и ожидаемого дохода.
- Права на имущество. С ними нужно разобраться по нескольким причинам. Во-первых, при учреждении ЛФ детальное и юридически безупречное определение порядка приобретения и прекращения прав выгодоприобретателей после смерти учредителя имеет критически важное значение. Во-вторых, необходимо учесть, чтобы единоличный исполнительный орган, который впоследствии будет администрировать портфель активов, обладал достаточной для этого квалификацией. В-третьих, необходимо принять во внимание то, что подходы нотариусов к работе с ЛФ различаются. Так что при создании фонда к проекту стоит подходить точечно и предварительно нотариально согласовывать все документы.
- Открытие счетов. Ряд банковских и брокерских организаций может требовать документы вроде «расширенных» выписок из ЕГРЮЛ. Их у личных фондов просто не бывает. Это происходит, поскольку они еще не сформировали практику заведения счетов для организаций такого типа. В таком случае придется объяснять на месте особенности корпоративной структуры и набора документов, с которыми должна работать кредитная организация или брокер при открытии счетов ЛФ.
- Гибкий подход. При создании личных фондов типовые решение практически не работают — в данном случае каждый проект уникален. Так что в каждой отдельно взятой ситуации необходима тщательная оценка до передачи актива. Она должна учитывать историю приобретения, вид доходов и планы в отношении дальнейшей судьбы актива, и генерируемых им доходов (или убытков).
Наши специалисты всегда готовы предоставить бесплатную консультацию. Записывайтесь на нее за более подробными разъяснениями об особенностях управления личным фондом.


