В 2024 году регистрацию личных фондов упростили. Теперь информация о создании, реорганизации или ликвидации структуры и изменениях в учредительных документах может быть внесена в Единый государственный реестр юридических лиц напрямую по заявлению нотариуса. Это облегчает процедуру и делает ее более прозрачной благодаря налаженному электронному взаимодействию между нотариатом и налоговой. Однако мало зарегистрировать личный фонд — нужно еще освоить управление им. Об этом и поговорим сегодня.
Условия управления личным фондом
Основной документ, который определяет правила управления личным фондом для внутренних пользователей, распоряжение имуществом фонда и функции органов управления, называется условиями управления ЛФ.
Документ необходимо заверить у нотариуса, однако его содержание законом не регламентировано. Есть смысл предусмотреть следующие аспекты:
- миссия и цели личного фонда;
- права и обязанности учредителя;
- органы управления личным фондом и выплату им вознаграждения;
- выгодоприобретателей, их права и условия передачи имущества;
- вид и размер отчуждаемого учредителем имущества;
- регулирование конфликтов интересов и т.д.
Нужно помнить: управление личным фондом — это комплекс мероприятий по управлению и распоряжению имуществом. Его цель — обеспечить сохранность собственности и ее эффективное использование в интересах выгодоприобретателей. На данный момент процесс слабо регулируется законодательством РФ.
Органы управления личным фондом
Управление ЛФ определяется органами, которые указаны в его уставе. Это могут быть:
- совет фонда, который отвечает за принятие ключевых решений;
- единоличный исполнительный орган (ЕИО) или коллегиальный орган, который управляет ежедневной деятельностью;
- высший коллегиальный орган, который контролирует деятельность ЕИО и одобряет крупные сделки;
- попечительский совет, который контролирует соблюдение целей фонда;
- надзорный орган, который вправе контролировать другие органы управления ЛФ, согласовывать юридически значимые действия фонда, при наличии веских причин досрочно прекращать полномочия ЕИО, назначать врио ЕИО.
Чаще всего учредитель личного фонда не имеет права напрямую распоряжаться переданным имуществом. Однако он может влиять на управление через органы ЛФ, если это предусмотрено уставом.
Отдельно разберем подробнее права и обязанности ЕИО и коллегиального органа управления как наиболее популярных форм управления личным фондом.
Единоличный орган управления личным фондом
По сути, речь идет о руководителе фонда — президенте, директоре, председателе и т.п. Его права, обязанности, функции и ответственность регламентируют как закон РФ, так и учредительные документы личного фонда.
В процессе формирования положений условий управления важно учитывать роль руководителя ЛФ, поскольку она является ключевой для эффективного функционирования и достижения целей структуры. Желательно прописать:
- круг обязанностей ЕИО;
- логику и условия распределения ресурсов и капитала личного фонда;
- механизм принятия решений;
- ответственность ЕИО.
Коллегиальные органы управления личного фонда
Коллегиальные органы управления обычно наделяют полномочиями по управлению личным фондом как при жизни его учредителя, так и после его смерти. Это происходит потому, что многие основатели ЛФ создают организацию, рассчитанную сразу на несколько поколений вперед.
Учитывая этот нюанс, к компетенции коллегиального органа управления относят:
- решение вопросов руководства личным фондом, требующих глубоких познаний в нескольких профессиональных областях;
- трансформацию функциональных программ развития личного фонда;
- координацию и совершенствование работы ряда направлений;
- реализацию крупных проектов;
- иные значительные изменения в работе личного фонда.
Считается, что коллегиальное рассмотрение важнейших для будущего ЛФ вопросов позволяет снизить вероятность ошибки.
Ответственность органов личного фонда
При создании личного фонда крайне важно сделать две вещи: привлечь к процессу грамотных юристов и установить механизмы ответственности управляющих органов за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей.
Реализация второго пункта осложняется отсутствием на данный момент законодательных требований к профессиональным управленцам ЛФ. Но целесообразно будет предусмотреть следующие моменты:
- ответственность за злоупотребление полномочиями в своих интересах, а не в интересах самого личного фонда;
- ограничение и контроль в условиях управления и внутренних документах ЛФ;
- последствия при выявлении ненадлежащих действий или бездействии руководителей фонда, если их вина повлекла за собой нарушение закона РФ.
За более подробными разъяснениями об условиях управления личным фондом и его открытия записывайтесь на бесплатную консультацию к нашим лучшим специалистам.
Вернуться в раздел "Главные темы"