На днях Минфин направил на межведомственное рассмотрение новый законопроект, который вносит ряд изменений и нововведений в Налоговый Кодекс РФ (далее — НК РФ) в части особенностей налогообложения международных компаний, направленный на повышение привлекательности специальных административных районов (далее — САР) для иностранных компаний и улучшения налогового режима, действующего в таких районах.
Напомним, что в 2018 году в Российской Федерации появились два САРа, а именно острова Русский, находящийся во Владивостоке, и Октябрьский — в Калининграде соответственно. Иностранным компаниям предложено редомицилироваться в САР, признать себя в качестве международной компании и международной холдинговой компании, при этом осуществив инвестиции в экономику РФ в размере 50 миллионов рублей (800 тысяч долларов) в течении первых 6 месяцев с момента перехода.
В свою очередь, такие компании (при соблюдении определенных условий) смогут использовать соответствующие налоговые преференции, среди которых возможность применения нулевой ставки налога на прибыль на полученные дивиденды и на доходы от продажи акций / долей участия дочерних российских и иностранных организаций, а также освобождение от налога на прибыль КИК для контролирующих лиц таких компаний.
Новый ряд поправок в законодательство вводит дополнительные льготы для международных холдинговых компаний и расширяет список типов компаний, которые могут редомицилироваться в САР. В частности, планируемые изменения предполагают исключение доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых (при соблюдении определенных условий) из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Ещё одним немаловажным изменением является новая возможность для компаний, которые успеют зарегистрироваться в САР до 31 декабря 2024 года, учесть стоимость своих инвестиций в дочерние организации по рыночной стоимости, что может оказаться крайне экономически выгодным при продаже в будущем.
В дополнение планируется внесение возможности регистрации в САРах дочерних компаний публичных организаций. В настоящее время, например, для проведения редомициляции головной холдинговой компании требуется согласие акционеров, что в многих случаях не предоставляется возможным, а «перевезти» дочернюю компанию, концертирующей на себе основную деятельность, невозможно. Стоит отметить, что переехать в САР позволят «дочкам» не всех публичных компаний, а лишь чьи акции торгуются на биржах стран ОЭСР.
На сегодняшний день, в САРах зарегистрировалось 46 компаний и было привлечено порядка 50 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику. Указанные поправки предлагают сильнее улучшить текущий льготный режим налогообложения, действующий в таких регионах, и направлены на создание более благоприятных и привлекательных условий для международных компаний в сравнении с юрисдикциями, из которых они были редомицилированы, в особенности на фоне текущей волны пересмотра актуальных налоговых соглашений. Насколько такие изменения смогут повысить спрос на, так называемые, российские офшоры покажет время. Однако, такое активное развитие САРов еще раз показывает, что они являются конкурентноспособной альтернативой иностранным офшорам и в некоторых аспектах выгодным решением для многих типов бизнесов.