Первая половина августа 2020 г. ознаменовалась активными действиями Правительства России по изменению Соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами. Поэтому активизировалась дискуссия о выборе юрисдикции для структурирования активов российских налоговых резидентов.
Учитывая, что в итоге было подписано измененное соглашение с Кипром, по которому ставка налога у источника выплаты в отношении дивидендов и процентов повысится с 2021 г. и будет равняться 15%, мы предполагаем, что те же условия до конца этого года будут распространены на соглашения и с остальными странами. Поэтому в среде владельцев зарубежных компаний возникают идеи по перерегистрации бизнеса в офшоры, например, в Белиз. В том числе это связано с ошибочным представлением о том, что в отличие от стран, перечисленных выше, в том же Белизе до сих пор существуют акции на предъявителя, что там нет реестров директоров и бенефициаров компаний, и что можно не отчитываться в ФНС РФ по зарегистрированным там контролируемым иностранным компаниям (КИК) в связи с отсутствием автоматического обмена информацией о финансовых счетах с Россией. К сожалению, подобного рода ложные идеи поддерживаются «рекомендациями» недобросовестных участников профессионального сообщества.
Именно поэтому мы считаем нужным напомнить, что с июля 2018 года в Белизе не действует режим акций на предъявителя, а также действует публичный реестр компаний, являющийся условно открытыми, то есть бесплатно в режиме реального времени можно увидеть полное название компании, ее организационно-правовую форму, номер в реестре и статус (активная/неактивная). За дополнительную плату есть возможность получить расширенный объем данных по компании. Отметим, что информация о бенефициарах, даже потерявшая актуальность, продолжает хранится в течение 5 лет.
При этом стоит обратить внимание, что 12 мая 2016 года ФНС РФ подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией и с 2018 году осуществляет обмен информацией с большим количеством стран согласно Стандарту по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, далее — CRS), разработанному ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) для предотвращение уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикции. Такой взаимный обмен налажен и действует с популярными для структурирования активов государствами и территориями (на данный момент с 89-ю). К ним, например, относятся как страны Евросоюза, так и Белиз, Багамы, Бермуды, БВО и прочие.
Во избежание возникновения рисков, связанных с привлечением к ответственности за налоговые правонарушения, мы рекомендуем тщательно соблюдать сроки по уведомлению о наличии иностранных счетов, о движении денежных средств по ним и об участии и контроле в иностранных компаниях.
Исходя из нашей практики мы видим, что владение активами и регистрация бизнеса с использованием иностранных юрисдикций все чаще применяется не только для налоговой оптимизации, а скорее с целью, во-первых, получить более высокий уровень правовых гарантий для своего капитала, а во-вторых, максимально комфортно передать свое имущества следующему поколению. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данного спектра задач является использование таких надежных юридических форм, как трасты или семейные фонды.