«Принимая во внимание, что в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, Соглашение подлежит денонсации», — говорится в пояснительной записке к проекту закона о денонсации соглашения. Законопроект о денонсации был внесён правительством в Госдуму в апреле.
Вывод капитала в виде дивидендов из России в офшоры — это проблема, с которой на протяжении долгих лет борется государство.
На протяжении долгих переговоров, договориться все же не удалось: Нидерландская сторона была согласна подписать новый договор с увеличенными ставками на вывод с 5 до 15%, однако предлагала оставить льготы для реального голландского бизнеса. Несмотря на это, предложенные условия не удовлетворили наше Правительство.
Согласно информации, представленной ГД РФ[1], за 2017-2019 г. по льготным ставкам было выведено более 1,2 трлн. руб. В бюджет РФ в виде налогов поступило около 33,1 миллиарда руб., что в несколько раз меньше, чем мог бы «дополучить» бюджет при условии идентичности ставки в СОИДН и НК РФ для получателей дохода.
Стоит отметить, что, говоря об увеличении налоговой нагрузки юридических и физических лиц в результате денонсации, мы имеем ввиду не только повышенную ставку налога, но и отсутствие зачёта уплаченных налогов за рубежом. Грубо говоря, получив доход, мы уплатим налоги дважды: и в бюджет страны, которая является источником дохода, и в бюджет страны, резидентом которой мы являемся.
В результате денонсации, больше всего «потеряет» российский крупный бизнес. В Нидерландах зарегистрированы головные компании «Яндекса», «Связного», X5 Retail Group. Следовательно, вывод капитала из российских компаний вышеупомянутых холдингов в головные организации данных компаний будет облагаться повышенным налогом. Данное изменение коснётся как вывод капитала в виде дивидендов, так и выплата процентов и роялти.
Выходом из сложившейся ситуации для юридических лиц, на мой взгляд, может стать САР. Специальные административные районы — территории с льготным налоговым режимом для инвесторов, созданные в 2018 году для репатриации капитала и защиты бизнеса от санкций. Редомициляция («переезд») в САР поможет компаниям оптимизировать свои налоговые потери. САРы предусматривают такие возможности как: применение международными холдинговыми компаниями (МХК) льготной ставки налога на прибыль в размере 5%, а также льготной налоговой ставки в размере 10% в отношении выплачиваемых МХК дивидендов, процентов и роялти. Минфин уже подготовил законопроект, расширяющий возможности для переезда международных компаний в специальные административные районы (САР). На сегодняшний день в двух внутренних офшорах на острове Русский во Владивостоке и на острове Октябрьский в Калининграде зарегистрированы 46 компаний.
В отношении физических лиц данное ситуация не будет столь катастрофической, сколько для крупного бизнеса — реструктуризировать владельческую структуру одной семьи, пусть даже и крупную гораздо легче, чем структуру IT-гиганта. Несмотря на это, нидерландские резиденты, имеющие активы в России, в том числе российские ценные бумаги, также будут претерпевать повышенную налоговую нагрузку.
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1147902-7