Валютное регулирование в 2021: как отчитываться по новым правилам

Валютное регулирование в 2021: как отчитываться по новым правилам

В 2019 году в несколько этапов правок были окончательно приняты поправки о том, как движения денежных средств и иных финансовых активов в банках и ИОФР  регулируются. ЦБ был наделен определенными полномочиями. Если раньше правила движения денежных средств регулировалось в законе, то порядок операций с денежными средствами в ИОФР должен был определить ЦБ. И сделал он это довольно либерально: разрешил проведение операций вне зависимости ни от каких условий. В Законе «О Валютном регулировании» устанавливается, что ели банк находится на территории государства, с которой Россия осуществляет автоматический обмен, либо стана входит в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), то в таких банках операции совершаются без ограничений.

То есть операции с денежными средствами в ИОФР можно проводить в любой стране, а операции с денежными средствами с банками возможно только если стана обменивается этой информацией, либо входит в ЕврАзЭс. Эти факты приводят к забавным парадоксам.

Так, например, Великобритания не обменивается с Россией налоговой информацией, поэтому операции с денежными средствами в банках ограничены для валютных резидентов России. Существует около 20-ти разрешенных видов операций.

 Например, россиянин не может продать ценные бумаги и получить денежные средства на банковский счет в Великобритании. При этом может проводить любые операции с ИОФР – продавать ценные бумаги, получать деньги от их продажи и т.д.

Все поправки вносились в 2020 году, и, к сожалению, они довольно нечетко сформулированы в части начала их действия. Традиционно поправка содержит статью, в которой четко указаны сроки вступления их в силу – по аналогии с Налоговым Кодексом. Плюс в Кодексе есть определенное правило, что если поправка ухудшает положение налогоплательщика, т.е. вводит налоги, новые формы отчетности, дополнительные правила, то они всегда действуют только «вперед» — с начала нового налогового периода/года. Поскольку в России они совпадают, то и действовать новое правило обычно начинает с 1 января ближайшего года.

Но если поправки улучшает положение налогоплательщика, то она может включаться «задним числом». Законодатель старается, чтобы не было никаких разночтений и прописывает в отдельной статье о вступлении в силу этих поправок срок начала действия.

Интересно: налоговые события происходят в этом году, а отчитываться о них нужно только в следующем. Давайте рассмотрим на более частном случае: почти каждый год налоговая декларация претерпевает изменения, и, соответственно, каждый год издается новая форма декларации. Естественно, начинает она действовать с 1 января следующего года. НО! Обычно указывается также применяется ли эта форма к настоящему налоговому периоду или только в будущем.

А вот в последнем Законодательстве «О валютном регулировании» забыли написать, к какому же периоду применяются эти правила. Понятно, что в силу они вступают с 1 января 2021 – с этим вопросов не возникает. Законодатель забыл указать одну маленькую деталь – к какому отчетному периоду эти поправки относятся – к 2020 или 2021.

У нас есть Федеральный закон, который устанавливает «базовые правила», и есть Постановление Правительства № 1365, которое заполняет правило заполнения отчетов. Оно было принято в конце 2015 года. Обратим внимание, что отчитываться нужно было за 2015 год, форма была принята в конце 2015 года, а уже в 2016 году за него по новым правилам все отчитались. Ничто не мешает государству сделать такой кульбит.

Стоит сказать, что Валютное законодательство все-таки содержит норму, что все ухудшения вступают в силу только «вперед» (по аналогии с Налоговым законодательством). Но, к сожалению, до сих пор до конца неясно нужно ли отчитываться по новой форме в 2021 году.

Постановление №2051 вносит поправки в Постановление Правительства № 1365 о порядках предоставления физическими лицами ОДДС. И оно, к сожалению, не содержит фразу «настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и применяется впервые к 2020/2021/2022 отчетному году». И в законе также нет этих данных.

И до сих пор, к сожалению, непонятно по какой форме отчитываться за 2020 год. Должны ли мы отчитываться в этом году по старой форме или по новой, но пропустив пункты о движении иных финансовых активов? Что делать?

Кроме ФНС и Минфина ответить на этот вопрос никто не может. Поэтому от лица нескольких наших клиентов мы сделали официальные запросы, на которые пока не получили ответов.

На самом деле ФНС разметила на своей странице информацию довольно либерального толка, где они написали, что за 2020 год не нужно отчитываться о движении иных финансовых активов. Но о форме отчета опять забыли – вот такой вот каламбур. Ведь старая уже не действует по закону, а в новой есть пункты, которые придется пропускать.

Хочется в этом отношении похвалить наших налоговых законодателей, которые следят за этим аспектом. Можно ругать их за огромное количество поправок, но за это определенно стоит сделать комплимент, в отличие от «валютных» коллег.

Таким образом получается, что с 1 января 2021 действует новая форма, в которой нужно указывать не только информацию о движении денежных средств, но и движение финансовых активом, не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка. Но вопрос об отчете за 2020 год остается открытым!

Читайте также:



Вернуться в раздел "Главные темы"

Обратная связь

Заполните форму для связи с экспертом

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных

Услуги
по теме

Обсудить с экспертом

Обсудить с экспертом

Обратная связь

Заполните форму для связи с экспертом

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных