Как законодательство России регулирует криптовалюты
Как законодательство России регулирует криптовалюты

Как законодательство России регулирует криптовалюты

Что написано в законе

Давайте разбираться, как криптовалюта регулируется российскими законами. В ФЗ «О цифровых финансовых активах» внесены необходимые и достаточные меры для недопущения цифровых валют на российский рынок платежей – запрещено принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы, услуги, запрещено распространять информацию о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве их оплаты.

Так коллектив ученых, считает, что цифровая валюта — это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которая предлагается в качестве платежного средства, не являющегося валютной единицей России, валютной единицей иностранного государства или международной валютной единицей, а также в качестве инвестиции, и за которую не существует лица, ответственного перед каждым держателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, которые несут ответственность только за обеспечение порядка выдачи таких электронных данных и осуществления.

Глазьев С.Ю. и Глазьев Р.С. считают, что главной отличительной особенностью цифровых денег выступает не отсутствие бумажной версии, а тот факт, что в качестве эмитентов выступают не центральные банки или финансовые посредники, а частные компании, которые осуществляют выпуск цифровой валюты посредством компьютерного кода (алгоритма) с применением криптографических методов шифрования, позволяющих защищать виртуальную валюту от копирования.

Отсутствие цифровой валюты среди объектов гражданских прав автоматически исключает операции с цифровой валютой из законного гражданского оборота. В этом отношении конструкция, содержащаяся в определении организации обращения электронных денег, указывающая на деятельность по предоставлению услуг, обеспечивающих осуществление операций и/или гражданских операций, связанных с переводом электронных денег от одного владельца к другому, остаётся непоследовательной. Неясно, какой гражданско-правовой объект в данном случае являлся бы предметом такой сделки.

Так что субъективно закон говорит, что, в общем-то, где-то, вероятно, можно платить за товары и услуги цифровой валютой, но здесь это недопустимо.

Что происходит на практике

Гражданско-правовые сделки с цифровыми деньгами имеют место, но будут регулироваться позже, хотя предмет этих сделок всё ещё находится в тени, т. е. он ещё не нашёл своего места в действующих гражданско-правовых актах.

То есть до сих пор нет системного представления о том, что именно принадлежит владельцам цифрового кода или обозначения и что должно декларироваться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Более того, в ожидании осуществления такой информационной процедуры иски лиц, связанные с владением цифровыми деньгами, до сих пор не могут быть рассмотрены в судебном порядке, поскольку обязательное условие наличия такой информации не соблюдается.

В связи с принятием закона нельзя не отметить, что из пакета изменений на текущем этапе «ушла» уголовная и административная ответственность. Анатолий Аксаков глава комитета Госдумы по финансовому рынку считает, что Правительству РФ необходимо создать пилотные регионы для обращения цифровых денег.

 Это позволит бизнесу применять криптовалюты и токены для привлечения капитала, а также покупать и продавать активы в условиях санкций. Однако важно отметить, что текущая версия законопроекта о криптовалюте имеет слишком много серьезных и существенных недостатков.

Крупные компании РФ поддерживают данный законопроект, например, руководство «Норильский никель» уже заявило, что запускает цифровую платформу по выпуску токенов. Сформировавшаяся ситуация в стране создает основу для растущего спроса на цифровые финансовые инвестиции. А необходимость в реализации крупных проектов может вывести ICO на новый уровень.

Стоит отметить, что на данный момент возможны проекты только с участием крупных компаний, в основном нефтяной или газовой отрасли, но в перспективе проекты могут быть подержаны, как средним, так и малым бизнесом.

При этом ФНС России, ссылаясь на мировой опыт правового регулирования криптовалюты, внесли инициативу по внесению изменений в ФЗ №173-ФЗ и №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Внесенные изменения и закрепленные определения субъектов контроля на рынке цифровой валюты, должны были стать основой правового регулирования криптовалюты на территории Российской Федерации.

Документ содержит противоречивые нормы. Например, по определению закона «О ЦФА» цифровая валюта признается как средство платежа и может представлять собой инвестицию.

Однако в соответствии со статьей 14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровые деньги в качестве встречного предложения на переданные товары или услуги или в качестве оплаты иным способом. Это противоречит признанию крипто-валют в качестве средства платежа и существенно ограничивает их использование в России, а также снижает экономическую возможность владеть крипто-валютами.

Эксперты считают, что авторы закона не смогли выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое противоречивое определение позволяет присваивать крипто-валютам большое количество различных электронных записей (счета, электронные деньги и т.д.).

Поэтому авторы добавляют, что криптовалюта — это не просто записи, а те, которые могут быть как средством платежа, так и инвестированием.

И еще немного про законы

Согласно новому закону, судебная защита прав на цифровые валюты возможна только в том случае, если они были специально задекларированы и на них были уплачены налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверено — доходы в цифровой валюте могут быть представлены в отчете совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без получения дохода) никогда не приходилось представлять в отдельную отчетность. Федеральная налоговая служба или Министерство финансов могут прояснить этот вопрос позже.

Подводя обзор Федерального закона «О цифровых финансовых активах», отметим, что такая работа ознаменовала новый этап в развитии правового регулирования в сфере оборота криптовалюты, что, несомненно, является положительным эффектом. В целом, несмотря на свою ограниченность, предлагаемое правовое регулирование вселяет большие надежды, консолидируя вполне разумные вещи вроде организации обмена криптовалют на деньги, установления правил обращения токенов и т.д.

Следует отметить, что, пока Россия находится на пути становления законодательства, регулирующего статус криптовалют, многие иностранные юрисдикции уже предприняли меры не только по регулированию оборота виртуальных валют, но и по налогообложению с него. Регулирование особенно важно для привлечения инвестиций в условиях развития цифровой экономики и новых игроков на крипторынке, которые, в силу децентрализованной специфики криптовалют, могут выбирать самую удобную юрисдикцию для ведения криптобизнеса. Упрощенное налоговое регулирование может привести не только к развитию цифровой экономики на территории РФ, но и к появлению дополнительного источника пополнения государственного бюджета.

Отсутствие единого взгляда в международном законодательстве и науке на сущность криптовалют, их возможное регулирование, а также их признание или запрещение оказывает негативное влияние на формирующиеся социальные отношения, связанные с использованием крипто-валют, особенно bitcoin, поскольку в настоящее время действительно существуют возможности для проведения крипто-валютных операций в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

В настоящее время существует запрет на выдачу денежных суррогатов, но их использование не регулируется федеральным законом. Крипто-валюты (bitcoin) не могут быть классифицированы как наличные или безналичные. Учитывая децентрализованный характер эмиссии криптовалют и возможность их эмиссии в любой стране мира и проведения операций и сделок в другой стране, в том числе в России, необходимо разработать акты законодательного регулирования и контроля операций и сделок с использованием крипто-валют.



Вернуться в раздел "Проблемы с налоговой"

    Обратная связь

    Заполните форму для связи с экспертом
    Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
    Обсудить с экспертом

    Обсудить с экспертом

      Обратная связь

      Заполните форму для связи с экспертом
      Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных