Как обжаловать решение налоговой
Как обжаловать решение налоговой

Как обжаловать решение налоговой

У граждан и организаций есть возможность реагировать на любые правонарушения, которые допускаются со стороны государственных органов, и ФНС не является исключением. Если вы столкнулись с неправомерными действиями, то можете обжаловать решение налоговой инспекции в установленном порядке.

Что можно обжаловать?

Традиционно оспариванию подлежат конкретные действия отделений ФНС, которые могут выражаться в решениях и актах. Однако можно также обжаловать бездействие налоговой инспекции — в случаях, когда она была обязана предпринять какие-либо мероприятия и вовремя среагировать на запросы налогоплательщиков. 

С какими требованиями чаще всего приходится иметь дело?

Часто налогоплательщики сталкиваются с двумя документами от ФНС:

  • запрос пояснений;
  • направление требований о предоставлении документов.

Как правило, запрос о предоставлении пояснений связан с тем, что налоговый орган проводит камеральную (или выездную) проверку в отношении налогоплательщика. В такой ситуации ее интересуют отдельные аспекты деятельности подконтрольного лица — возникает требования пояснить те или иные хозяйственные операции. Срок предоставления пояснений составляет 5 рабочих дней.

Запрос документов, в свою очередь, связан с проведением камеральной проверки. Количество документов, истребуемых налоговым органом, ограничено требованиями, установленными в статье 88 НК РФ. Если же в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка, налоговый орган не ограничена в количестве запрашиваемых документов. Срок исполнения требования о запросе составляет 5 рабочих дней.

В случае, если налогоплательщик не может собрать необходимые свидетельства, то формально он обязан на следующий день после получения требования уведомить налоговиков, что в установленный срок он не успевает исполнить обязанность, и просить о продлении сроков.

Налоговые органы могут и не идти навстречу налогоплательщику, что выразится в отказе в продлении. В такой ситуации составляется акт налоговой проверки, в котором устанавливаются факты правонарушения и объем налоговых недоимок (то есть суммы, которую плательщик обязан заплатить в бюджет).  Уже после составления ФНС решает, каким  образом налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности. Это может быть штраф или пени (связанные с просрочкой уплаты того или иного налога). 

Какие документы могут запрашивать налоговые органы?

В рамках камеральной проверки налоговым органом могут быть запрошены только те документы, которые налогоплательщик обязан предоставлять вместе с декларацией для получения тех или иных налоговых вычетов. 

Общее правило предоставления документов вместе с налоговой декларацией заключается в том, что плательщик не предоставляет документы, подтверждающие доходы, но он обязан предоставить все свидетельства, которые подтверждают расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу и подтверждающие его право на налоговые вычеты.

Процедура обжалования в нижестоящей инстанции

Налогоплательщик вправе в течение 1 месяца обжаловать акты налоговых органов, которые вынесли в отношении него неправомерные санкции. Порядок следующий:

  1. Составление жалобы на действия службы.
  2. Подача жалобы в налоговый орган.
  3. Рассмотрение поданного документа в течение 2 недель со стороны налогового органа.
  4. Вынесение решения.

Решение содержит ответ на вопрос о привлечении плательщика к налоговой ответственности. Это именно тот процессуальный документ, на основании которого дальше происходит взыскание налога. 

Если решение было вынесено не в пользу налогоплательщика, то у него появляется возможность обжаловать акт налоговой в апелляционном порядке — через составление еще одной жалобы в вышестоящий налоговый орган, каковым является Управление ФНС по конкретному региону. К примеру, обжалуемые решения служб в Москве оспариваются в апелляционном порядке в Управлении ФНС по г.Москва. Допустимый срок обжалования — 1 месяц. 

При оспаривании действий (бездействия) ФНС крайне рекомендуется обратиться к юристу. Представитель поможет правильно составить жалобу и добиться ее удовлетворения. 

Процедура апелляционного оспаривания

После подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС, вышестоящая инстанция может решить дело двумя способами:

  • либо удовлетворить жалобу заявителя;
  • либо оставить обжалуемые решения без изменений.

Ключевое значение будет иметь соответствие вынесенного ранее акта налоговых органов нормам законодательства. Примечательно, что в случае отказа в удовлетворении запроса заявителя, спорные решения вступают в силу только после проверки вышестоящей инстанцией.

Что делать, если жалобу не удовлетворили?

В отношении физических лиц решения налогового органа о взыскании налога могут быть исполнены только в судебном порядке. Даже если плательщик не собирается обжаловать действия налоговой, последняя в любом случае должна сама обратиться в суд, чтобы взыскать с налогоплательщика сумму недоимки и штрафы. 

Стоит отметить одно исключение: если налоговики стремятся взыскать недоимки, сумма которых меньше 3 тысяч рублей, то взыскание можно реализовать во внесудебном порядке. В таком случае служба сама выпишет требование и направит его в банк нарушителя, где ему спишут денежные средства со счета. Во всех остальных вариантах налоговый орган обязан обратиться в суд.

В каком суде будет проводится разбирательство?

Возможны два варианта:

  • если сумма налога меньше 600 тысяч рублей, то обращаться нужно к мировому судье;
  • во всех остальных случаях обращаться необходимо в суд общей юрисдикции.

В судебном заседании налогоплательщик будет иметь возможность заявлять возражения о несогласии с решением налогового органа. При этом не имеет значения, кто был инициатором разбирательства: плательщик в любом случае может не соглашаться с мнением налогового органа.

И в случае судебного разбирательства, и в варианте первичного обжалования действий (бездействия) налоговой службы рекомендуется воспользоваться услугами юриста. Компетентный представитель поможет правильно составить жалобу, которую налоговый орган будет вынужден рассмотреть и удовлетворить.



Вернуться в раздел "Проблемы с налоговой"

Обратная связь

Заполните форму для связи с экспертом

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
Обсудить с экспертом

Обсудить с экспертом

Обратная связь

Заполните форму для связи с экспертом

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных