На главную страницу Контакты Карта сайта Поиск по сайту Добавить в избранное
 
Михайлов и Партнеры - аудиторские услуги и юридический консалтинг  
О группе Услуги Руководителям Вопрос-ответ Новости законодательства Статьи Контакты
 
 
 
Обратная связь
Ваше имя *

Контактный телефон

E-mail *

Ваш вопрос *

14 октября 2009
Светлана Игоревна:

У нас поменялся адрес, и мы переходим из одной инспекции в другую, подписали акт сверки с налоговой по всем налогам без разногласий, кроме НДС. По НДС мы подписали акт с разногласиями. По нашему мнению, нам налоговая должна денежные средства, а по мнению ИФНС, мы должны ей, так как налоговая в акт включила суммы по решениям, которые она в устной форме приняла, в письменной их не сделала и нам не направила. Имеет ли право новая ИФНС (в случае, если старая направит ей вышеуказанный акт с разногласиями по НДС) выставить нам инкассо на сумму задолженности по этому акту, не имея решений в письменном виде от старой ИФНС или нет?

Добрый день, Светлана Игоревна!

В соответствии с п.1. ст. 30 Налогового кодекса (далее – НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Исходя из этого следует, что ситуация, когда решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения будет вынесено одной инспекцией Службы, а взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика – организации в банках или за счет иного имущества – другой инспекцией Службы, является возможной, поскольку как было сказано выше, инспекции являются лишь территориальными органами единой Федеральной налоговой службы.

Как следует из ст.ст.82, 87, 88 НК РФ камеральная налоговая проверка является одной из форм проведения налоговыми органами налогового контроля. Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со п. 7 ст. 101 НК РФ результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

На основании вынесенного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

На основании п.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Если требование не будет исполнено организацией в установленный срок, то налоговые органы могут приступить к процедуре взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организации (ст. 46 НК РФ). Так в случае неуплаты (неполной уплаты) налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере по

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Таким образом, для исполнения обязанности по уплате налога в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства организации налоговые органы должны выполнить ряд действий, как то:

- вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и направить его налогоплательщику;

- направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени (это действие может быть совершено одновременно с предыдущим);

- вынести решение о взыскании налога принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации и направить его налогоплательщику;

- направить инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет в банк (это действие может быть совершено одновременно с предыдущим).

Причем все перечисленные действия должны быть произведены именно в указанном порядке, то есть направление в банк инкассового поручения на перечисление налога в соответствующий бюджет не может предшествовать вынесению решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и направлению его налогоплательщику.

Однако, Аудиторская организация не может исключить возможность того, что последовательность действий налоговым органом будет нарушена. В этом случае организация имеет право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Но, по мнению Аудиторской организации, сам по себе факт нарушения процессуального порядка взыскания налога принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации не будет положен судом в обоснование признания решения о взыскании налога недействительным. Это означает, что организации придется оспаривать решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по существу указанных в нем нарушений.
 

 
© 1995—2017
«Михайлов и Партнеры»
Использование материалов сайта разрешается только после получения письменного разрешения.
 

Телефон
+7 (495) 945-44-63

Факс
+7 (495) 945-27-06