На главную страницу Контакты Карта сайта Поиск по сайту Добавить в избранное
 
Михайлов и Партнеры - аудиторские услуги и юридический консалтинг  
О группе Услуги Руководителям Вопрос-ответ Новости законодательства Статьи Контакты
 
 
 
Обратная связь
Ваше имя *

Контактный телефон

E-mail *

Ваш вопрос *

4 февраля 2010
Дегтярева Татьяна Петровна:

ООО ведет строительство жилого дома подрядным способом, квартиры будут продаваться. На момент подачи документов на регистрацию строительство не закончено и стоимость дома окончательно не сформирована. В заявлении на разрешение объекта на ввод в эксплуатацию необходимо указать балансовую стоимость дома, которую мы можем дать на данный момент ориентировочно.
Каковы налоговые последствия для нашей организации, если фактическая балансовая стоимость дома окажется выше или ниже заявленной в БТИ?

Добрый день, Татьяна Петровна!

При ответе на данный вопрос мы исходим из того, что финансирование строительства жилого дома ведется за счет средств ООО и в рассматриваемой схеме оно выступает одновременно инвестором (поскольку квартиры будут продаваться, а не передаваться) и заказчиком-застройщиком (в силу его обязанности на получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов строительства).

Как следует из задаваемого вопроса, ООО подает документы на регистрацию объекта, строительство которого окончено еще не полностью, в связи с чем сумма фактических расходов на его создание (сооружение) окончательно не сформирована.

В то же время ООО собирается подавать заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Такое разрешение, исходя из части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Таким образом, регистрироваться будет уже не объект незавершенного строительства, а именно завершенный строительством жилой дом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В число таких документов входят, в том числе, и документы БТИ.

В соответствии со ст. 5 Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость). В технических паспортах БТИ указывают полную балансовую и остаточную (с учетом износа) балансовую стоимость здания, строения, применяемую для их статистического учета, а также действительную инвентаризационную стоимость для целей налогообложения физических лиц.

В соответствии с п. 5.2 Приказа применяемая для статистического учета полная балансовая и остаточная балансовая стоимость жилищного фонда, находящегося на балансе юридического лица, принимается по данным этого баланса, а стоимость жилищного фонда, принадлежащего физическим лицам, определяется в соответствии с методологией, утверждаемой Госкомстатом России.

Таким образом, представляемые в БТИ сведения о балансовой стоимости объекта незавершенного строительства носят исключительно статистический характер.

Это следует из п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ, в котором указано, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Иными словами, для целей налогообложения будет в соответствующих случаях учитываться не статистическая стоимость, указанная в паспорте БТИ, а фактическая, сформированная по правилам бухгалтерского (налогового) учета на основании документов, подтверждающих ее формирование.
Аналогичные положения содержатся и в части второй НК РФ:
- в отношении НДС – в ст. 153 и 171 НК РФ;
- в отношении налога на прибыль – в ст. 248 и 252 НК РФ;
- в отношении налога на имущество организаций – в ст. 375 НК РФ.
Аналогичное мнение выражено и в судебных решениях.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.05.2005 № А57-4673/04-7 суд указал, что стоимость здания, указанная в справке Бюро технической инвентаризации, не может служить основанием для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13.06.2002 № А19-1640/02-43-Ф02-1459/02-С1 также указал на неправомерность доначисления налога на прибыль и налога на имущество на основании справок о стоимости недвижимости, указанной в справках БТИ.
К аналогичным выводам суды пришли в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2004 № Ф04/0950-172/А03-2004, ФАС Уральского округа от 08.09.2008 № Ф09-6351/08-С3 по делу № А71-10193/07 и от 08.09.2008 № Ф09-6348/08-С3 по делу № А71-10194/07.

Исходя из изложенного, представляемые в БТИ сведения о балансовой стоимости объекта незавершенного строительства не связаны с налоговыми последствиями для Вашей организации, если фактическая балансовая стоимость дома окажется выше или ниже заявленной в БТИ.

Дополнительно обращаем Ваше внимание на положения ст. 13.19 КоАП РФ, согласно которой нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Однако, учитывая описанную ситуацию, применение указанных выше норм административной ответственности к ООО представляется маловероятным.
 

 
© 1995—2017
«Михайлов и Партнеры»
Использование материалов сайта разрешается только после получения письменного разрешения.
 

Телефон
+7 (495) 945-44-63

Факс
+7 (495) 945-27-06