На главную страницу Контакты Карта сайта Поиск по сайту Добавить в избранное
 
Михайлов и Партнеры - аудиторские услуги и юридический консалтинг  
О группе Услуги Руководителям Вопрос-ответ Новости законодательства Статьи Контакты
 
 
 
Обратная связь
Ваше имя *

Контактный телефон

E-mail *

Ваш вопрос *

Вводная информация

Таможенный союз создан в рамках Евразийского экономического сообщества. В сообщество, помимо перечисленных выше стран-участниц таможенного союза, входят также Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Сообщество образовано в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (подписан в Душанбе 06.10.07).

Напомним, что в настоящее время, помимо Договора от 06.10.07, уже действуют несколько важнейших документов, принятых в рамках Таможенного союза. Среди них:

— Договор о Комиссии таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007);

— Соглашение от 25.01.08 «О едином таможенно-тарифном регулировании»;

— Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.09 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 № 130).

В рамках Таможенного союза осуществляется интеграция по следующим направлениям:

1) снятие ограничений на передвижение товаров внутри Таможенного союза;

2) унификация таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, и товаров, вывозимых с его территории;

3) унификация порядка исчисления и уплаты косвенных налогов при реализации товаров, работ, услуг внутри Таможенного союза.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36, с 1 июля 2010 года вступают в силу документы, составляющие нормативную базу Таможенного союза. Эти документы регламентируют взимание косвенных налогов при внутрисоюзных операциях. Кроме того, в этот же день начинают действовать другие нормативно-правовые акты, определяющие параметры таможенно-тарифного регулирования.

Перечислим эти акты:

— Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.08;

— Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.08;

— Договор о Таможенном Кодексе таможенного союза;

— Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

Последние два документа вступят в силу только при наличии информации депозитария о выполнении сторонами Договора внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора. В настоящее время такое сообщение депозитария в открытых источниках отсутствует, однако в докладе о выполнении решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 21.05.10 однозначно говорится о вступлении Таможенного кодекса Таможенного союза в силу с 1 июля 2010 года.

Основы таможенно-тарифного регулирования

Со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) фактически утрачивает силу действующий в настоящее время Таможенный кодекс РФ. Хотя номинально он продолжает действовать в части, не противоречащей ТК ТС, до своей отмены.

ТК ТС регулирует:

— перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза;

— перевозку товаров по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей;

— отношения между таможенными органами и владельцами (пользователями, распорядителями) перемещаемых товаров.

В целом положения ТК ТС остались аналогичны положениям Таможенного кодекса РФ. Но перечислить основные изменения и нововведения ТК ТС будет полезно.

 

Изменившееся
положение

ТК РФ

ТК ТС

Изменение понятийного аппарата

таможенный брокер

таможенный представитель

таможенный режим

таможенная процедура

экспресс-груз

таможенное оформление

Формы таможенного контроля

учет товаров, находящихся под таможенным контролем

таможенная ревизия

таможенная проверка (камеральная и выездная)

Задержание товаров

введены новые положения

Формы декларирования

конклюдентная и устная формы

Срок уплаты таможенных пошлин, налогов

15 дней

4 месяца

Срок проведения постконтроля

1 год

3 года

Срок предъявления товаров при предварительном декларировании

15 дней

30 дней

Срок выпуска товаров

3 дня

2 дня

Срок организации таможенного сопровождения

24 часа с момента принятия решения

Срок регистрации или отказа в регистрации декларации

не более 2 часов с момента подачи декларации

Порядок перевозки товаров

процедура внутреннего таможенного транзита

режим (процедура) таможенного транзита

Ограничения для перевозчиков

внесение ж/д перевозчиком обеспечения в качестве гарантии доставки товаров

Деятельность лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

предусмотрена возможность приостановления и возобновления такой деятельности

Институт уполномоченного экономического оператора

специальные упрощенные процедуры

предусмотрены дополнительные упрощения для этого института:

- выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации;

- транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

Условие получения статуса – внесение обеспечения в размере 1 млн. евро (в отдельных случаях – 150 тыс. евро).


Межгосударственными соглашениями определены общий порядок выполнения таможенных процедур, единые правила взимания таможенных платежей при ввозе товаров на территорию стран Союза, единая нетарифная политика, обеспечивающая одинаковые меры в области технического регулирования, санитарные и санитарно-ветеринарные меры, лицензирование ввоза и вывоза в отношении отдельных товаров и другие меры.

Порядок взимания косвенных налогов

Межгосударственными соглашениями, которые вступают в силу с 1 июля 2010 года, установлено: косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются в стране назначения (то есть в стране импортера). В стране экспортера предусмотрено применение нулевой ставки НДС и акцизов. То есть освобождение от их уплаты путем возмещения уплаченных косвенных налогов из бюджета.

Возмещение осуществляется на основании подтверждения ввоза, полученного от налоговых органов в стране ввоза. Условие возмещения — представление документов, определенных Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.09.

Механизм возмещения в целом аналогичен предусмотренному в главе 21 Налогового кодекса. Собранный пакет документов должен быть представлен экспортером в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае исчисление косвенных налогов производится по стандартным ставкам (например, в России — 18 или 10 процентов) с одновременным применением налоговых вычетов.

При выполнении работ или оказании услуг применение нулевой ставки в отношении косвенных налогов не предусмотрено (за исключением работ по переработке давальческого сырья). Место их реализации определяется в соответствии с правилами, установленными в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.09. Данные правила в целом аналогичны правилам, установленным статьей 148 Налогового кодекса. При этом НДС уплачивается в той стране, которая, исходя из правил, является местом их реализации.

Так, например, если российская организация оказывает резиденту Казахстана рекламные услуги, то, исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Протокола, местом оказания этих услуг будет признаваться территория Казахстана, даже если фактически эти услуги заключались, например, в проведении рекламной кампании в России. Иными словами, оказание таких услуг будет облагаться НДС именно в Казахстане. Поэтому в данном случае для исполнителя (российской компании) оказываемые ей услуги не будут облагаться НДС, а их заказчик (казахская сторона) выступит налоговым агентом и удержит из вознаграждения исполнителя сумму НДС, подлежащего уплате в Казахстане.

Следует отметить: в общем порядок взимания косвенных налогов в отношении операций по реализации товаров, работ, услуг внутри таможенного союза аналогичен порядку, который был ранее установлен в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на основании Соглашения от 15.09.2004 и Протоколов к нему.

Автор: Игорь Невский , ведущий аудитор КГ "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ", к.э.н.

Источник: БухОнлайн.ру

 
© 1995—2017
«Михайлов и Партнеры»
Использование материалов сайта разрешается только после получения письменного разрешения.
 

Телефон
+7 (495) 945-44-63

Факс
+7 (495) 945-27-06