На главную страницу Контакты Карта сайта Поиск по сайту Добавить в избранное
 
Михайлов и Партнеры - аудиторские услуги и юридический консалтинг  
О группе Услуги Руководителям Вопрос-ответ Новости законодательства Статьи Контакты
 
 
 
Обратная связь
Ваше имя *

Контактный телефон

E-mail *

Ваш вопрос *

3 июня 2009
Сморгунова Лариса Васильевна:

Иностранная компания имеет в собственности здание в Москве. Компания зарегистрировала в Москве филиал, который получает доход от сдачи помещений в аренду под офисы. Второй вид деятельности филиала заключается в сборе информации по заданию головного офиса, по которому нет дохода, Проблема в ведении раздельного учета расходов, связанных с предпринимательской деятельностью (сдача в аренду помещений) и деятельностью вспомогательного характера.

Здание имеет жилые помещения - 75,4%, нежилые-24,6%. 75.4% расходов по содержанию здания (коммунальные, хозяйственные и проч.) учитываю за счет чистой прибыли, соответственно НДС не ставлю к возврату из бюджета.

Зарплату сотрудников и ЕСН распределяю пропорционально оплате труда работников занятых в обслуживании по содержанию здания (это отношу на расходы) и зарплата по второму виду деятельности, за счет денежных средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль.

С уважением Лариса Васильевна

Добрый день, Лариса Васильевна!

В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Как следует из запроса, московский филиал иностранной компании осуществляет два вида деятельности – сдачу в аренду нежилых помещений, расположенных в принадлежащем ему здании, и сбор информации по заданию головного офиса. Соответственно, филиалом осуществляются три вида расходов:

1) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией нежилых помещений, а также расходы, связанные с ведением деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений;
2) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией жилых помещений;
3) расходы, связанные с выполнением заданий головного офиса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ необходимым условием признания расходов для целей налогообложения прибыли по нормам гл. 25 НК РФ является осуществление расходов для ведения деятельности, направленной на получение доходов. Иными словами, если расходы осуществляются вне связи с возможным (хотя бы потенциальным) получением дохода, они не могут быть признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

В приведенном выше списке только первый вид расходов непосредственно связан с ведением деятельности, направленной на получение дохода, поэтому расходы этого вида могут быть отнесены в уменьшение полученных от этого вида деятельности доходов филиала.

Расходы второго и третьего вида не связаны с получением доходов и не могут уменьшать налоговую базу.

Отнесение расходов к тому или иному виду может быть организовано, в том числе, и в рамках раздельного учета.

В этой связи Вами абсолютно правильно указано, что вести такой раздельный учет (или иным образом разделать расходы, относящиеся к каждой из приведенных групп) необходимо. Также корректно указаны Вами в тексте вопроса и общие принципы построения раздельного учета.

В то же время хотим обратить Ваше внимание на то, что, по нашему мнению, существует риск претензий налоговых органов, связанных с некорректным определением величины расходов, уменьшающих налоговую базу.

Указанный риск заключается в следующем.

Как следует из Вашего запроса, заработная плата работников, занятых в обслуживании здания, полностью относится на расходы (вместе с соответствующими суммами ЕСН, пенсионных взносов). Однако указанные расходы связаны с содержанием не только нежилых помещений, приносящих доходы, но и жилых помещений, которые доходов филиалу не приносят.

В этой связи считаем более правильным скорректировать методику ведения филиалом раздельного учета, исключив из состава расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, все затраты на содержание и обслуживание жилых помещений, в том числе и заработную плату с начислениями в соответствующей части.

Таким образом, порядок, применяемый филиалом, в целом корректен, но требует определенной доработки.
 

 
© 1995—2017
«Михайлов и Партнеры»
Использование материалов сайта разрешается только после получения письменного разрешения.
 

Телефон
+7 (495) 945-44-63

Факс
+7 (495) 945-27-06