На главную страницу Контакты Карта сайта Поиск по сайту Добавить в избранное
 
Михайлов и Партнеры - аудиторские услуги и юридический консалтинг  
О группе Услуги Руководителям Вопрос-ответ Новости законодательства Статьи Контакты
 
 
 
Обратная связь
Ваше имя *

Контактный телефон

E-mail *

Ваш вопрос *

2 октября 2008
Хряпова Елизавета Ивановна:

Здравствуйте, подскажите пожалуйста.

1)Можно ли применять компенсацию за аренду грузового транспорта у своего сотрудника?

2)В каком размере, и можно ли отнести комнесационные выплаты на расходы и в какой момент? (Общая система).



1) Насколько я понимаю в 1 варианте - "компенсация" в отношении включения в расходы по налогу на прибыль не нормируется. А в какой момент сумму компенсации можно принять в налоговом учете? Насколько я уяснила: по легковым автомобилям в момент выплаты компенсации, а по грузовым? (Метод начисления ст. 272 п.4 НК РФ). А облагается ли эта сумма "компенсации" НДФЛ, ЕСН?

2) И правильно ли я поняла, что в сумму "компенсации" уже включены все расходы, связанные с использованием транспорта (ГСМ, тех обслуживание, приобретение запчастей), т.е. при применении "компенсации" я уже не могу принять ГСМ, запчасти на материалы и списать их в расход, а при аренде это возможно?



Добрый день, Елизавета Ивановна!

Исходя из содержания вопроса рассмотрим два возможных варианта компенсации за использование предприятием личного грузового транспорта сотрудника:
- компенсация сотруднику понесенных им расходов на использование личного грузового транспорта для выполнения служебного задания;
- арендная плата по договору аренды транспортного средства между организацией и сотрудником.

Вариант 1.

В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Согласно пп.11 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002г. №92 (далее – Постановление №92).

Расходы на компенсацию за использование иного имущества сотрудников гл. 25 НК РФ не предусмотрены. Нет их и для тех случаев, когда организация использует в своей деятельности личный грузовой транспорт своих работников. Поэтому такие расходы в размере, установленном соглашением сторон, могут быть учтены в целях налогообложения в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп.49 п.1 ст. 264 НК РФ), в случае, если они отвечают требованиям экономической обоснованности и документального подтверждения любого расхода согласно ст. 252 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина РФ от 15.08.2005 № 03-03-02/61, от 08.12.2006 № 03-03-04/4/186.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на то, что налоговые органы склонны трактовать нормы Постановления №92 как запрет на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы компенсаций работникам за использование ими нелегкового личного транспорта. Возможно возникновение споров с налоговиками и налогоплательщику придется отстаивать свою позицию в суде.

Следует заметить, что нами не было обнаружено судебных решений принятых по такого рода спорам. А, следовательно, отсутствует возможность гарантировать положительный исход судебного разбирательства.

Расходы при методе начисления согласно п.1 ст. 272 НК РФ признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Однако, по нашему мнению, для избежания возможных споров с проверяющими органами в данной ситуации следует исходить того, что компенсация может быть выплачена работнику только после того, как он использовал свой транспорт для служебных целей. В момент выплаты компенсации фирма признает правомерность и целесообразность произведенных работником расходов и, следовательно, в этот же момент необходимо признавать данные расходы для целей налогообложения.

Датой признания расходов в виде компенсации за использование автомобиля сотрудника при кассовом методе является дата выплаты (п.3 ст. 273 НК РФ).

Вариант 2.

Альтернативой к варианту 1 является заключение с сотрудником договора аренды транспортного средства.

При заключении договора аренды транспортного средства с работником компенсация, предусмотренная Постановлением №92, не выплачивается. Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством.

По поводу принятия расходов, связанных с арендой автомобиля у сотрудника организации, в Письме Минфина России от 28.12.2005 № 03-03-04/1/463 содержатся следующие разъяснения: затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из его фактического пробега (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.


1) Вопрос о дате признания расходов для целей налогообложения (метод начисления) по компенсации за использование личного транспорта сотрудника для выполнения служебного задания напрямую урегулирован Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) только для легкового транспорта (пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). По нашему мнению, признавать в налоговом учете расходы по компенсации за использование грузового транспорта сотрудника следует также в момент выплаты компенсации. Обоснованием для этого является, как мы уже отмечали ранее в своем ответе, то, что в момент выплаты компенсации фирма признает правомерность и целесообразность произведенных работником расходов. Мы считаем, что такой подход поможет избежать организации возможные споры с налоговыми органами по этому вопросу.
Так как компенсация за использование личного транспорта установлена законодательно (ст. 188 ТК РФ), следовательно, сумма компенсации за использование в производственных целях организации грузового автомобиля, выплачиваемая работнику в размере, установленном соглашением, не облагается НДФЛ и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, при этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для производственной деятельности. К такому же выводу пришли финансисты в своем Письме от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43, а также Высший арбитражный суд РФ (Постановление ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06 по делу № А32-35519/2005-58/731).
Кроме того, с данной компенсации организация не начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765).
Для выполнения требования экономической обоснованности и документального подтверждения расходов на компенсацию за использование транспорта сотрудников выплата компенсаций, по нашему мнению, должна осуществляться организацией на основании соглашения сторон, копии свидетельств о регистрации транспортных средств установленного образца, приказов генерального директора организации, расчетов (калькуляции) размера компенсации в отношении каждого сотрудника с учетом количества отработанных дней в месяц.

2) Согласно ст. 188 ТК РФ компенсация за использование личного имущества сотрудника (в частности грузового транспорта) в интересах работодателя включает в себя две составляющие: непосредственно компенсацию за использование и износ имущества, а также возмещение расходов, связанных с его использованием. Таким образом, по соглашению сторон, первая составляющая компенсации, может быть фиксированной, а вторая составляющая может возмещаться исходя из фактически произведенных в затрат, имеющих документальное подтверждение.
В отношении расходов по договору аренды транспортного средства ситуация следующая.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, договор аренды имущества предусматривает уплату арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются договором.
В налоговом учете могут быть признаны сопутствующие аренде расходы:
- по договору аренды автомобиля с экипажем владелец предоставляет организации не только право пользоваться машиной, но и оказывает услуги по управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). В случае аренды автомобиля с экипажем арендатор, если иное не предусмотрено договором, берет на себя расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ), а арендодатель-работник в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязуется поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ). Компенсировать эти расходы арендодателю можно, но экономически неоправданно, и признавать их расходами арендатор не может. К тому же, в данной ситуации, арендодатель уже является сотрудником организации и оформлять с ним соглашение на возмездное оказание услуг (управление и техническая эксплуатация), по нашему мнению, не имеет смысла;
- в случае аренды автомобиля без экипажа арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ), и, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, он несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, на его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на ГСМ (ст. 646 ГК РФ, Письмо Минфина России от 28.12.2005 № 03-03-04/1/463).

 

 
© 1995—2017
«Михайлов и Партнеры»
Использование материалов сайта разрешается только после получения письменного разрешения.
 

Телефон
+7 (495) 945-44-63

Факс
+7 (495) 945-27-06